Киктев С.В. канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики СГУТиКД
Activities of teacher of postgaduate education when learning the technological approach of learning by teachers
Kiktev S.V.
The article examines the theoretical basis and practical algorithm of organization and carrying out short-term courses of raising qualification. During the courses, the teachers of physics, under the guidance of a teacher of postgraduate education, learn the technological approach in teaching learners.
Рассматриваются теоретические основы и практический алгоритм организации и проведения краткосрочных проблемных курсов повышения квалификации, в ходе которых учителя физики под руководством преподавателя последипломного педагогического образования осваивают технологический подход в обучении учащихся.
Переход современной цивилизации с индустриальной на информационную ступень развития и всеобщий характер школьного обучения обусловили возникновение объективного противоречия между постоянным ростом требований общества и государства к уровню и качеству массовой общеобразовательной подготовки и усредненными условиями обучения при наличии широкого диапазона индивидуальных различий учащихся [8]. Одним из возможных путей разрешения указанного противоречия является освоение учителями общеобразовательных учреждений бихевиорально-технологи-ческой модели обучения (технологического подхода в обучении) [1]. Таким образом, актуальность реализации технологического подхода в обучении обусловлена социальным заказом, логикой развития современной образовательной практики и профессиональными потребностями учителей как субъектов образовательного процесса.
Рассматривая процесс обучения как деятельность, условно структурируемую на целевой, мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, эмоциональноволевой, контрольно-регу-лировочный и оценочно-результативный компоненты, отметим, что важнейшими отличиями технологического подхода в обучении от подхода традиционного являются, во-первых, инструментальная постановка целей обучения (целевой компонент, соответствующий этапу целеполагания) и, во-вторых, организация оперативной обратной связи для получения информации о результатах обучения и осуществления на основе полученной информации индивидуальной коррекции уровней обученности учащихся (контрольно-регулировочный компонент, соответствующий этапу контроля и коррекции). Следовательно, при переориентации учителей на использование технологического подхода в обучении взамен подхода традиционного преподавателям системы последипломного педагогического образования (в дальнейшем -СППО) следует в первую очередь обратить внимание на изменение содержания и результатов деятельности педагогов на этапе целе-полагания и на этапе контроля и коррекции. Конечно, освоение технологического подхода этим не исчерпывается, однако в данной статье мы рассмотрим только два названных аспекта. Поскольку именно учитель-предметник призван реализовывать на практике технологический подход в обучении, то появляется необходимость как теоретического ознакомления учителей с его сущностью, так и формирования у каждого педагога умений и навыков в осуществлении проектирования необходимого технологического инструментария, относящегося, прежде всего, к этапу целеполагания и этапу контроля и коррекции целостного процесса обучения.