Sanatorium-and-SPA potential and its main features
Глушенков А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса СГУТиКД
A.V. GLUSHENKOV
The article examines the notion of sanatorium-and-spa potential and shows how different authors interpret this notion. Such notions, as “tourist resources”, “tourist potential”, “sana-torium-and-spa resources”, “sanato-rium-and-spa complex”, “sanatorium-and-spa potential” are widely used in modern scientific literature. They characterize the ability of territory and tourism institutions to carry out sana-torium-and-spa and tourism activities.
В данной статье рассматривается вопрос о понятие санаторнокурортного потенциала и трактовки данного термина разными авторами. В современной научной литературе широко используются понятия «туристские ресурсы», «туристский потенциал», «санаторно-курортные ресурсы», «санаторно-курортный комплекс», «санаторно-курортный потенциал», характеризующие способность или возможность территории и предприятий туризма в осуществлении санаторно-курортной и туристской деятельности.
С системных позиций санаторнокурортная деятельность является подсистемой - составной частью более общей системы - индустрии отдыха и гостеприимства [1]. Сама же индустрия гостеприимства как вид экономической деятельности включает предоставление услуг по размещению граждан в санаториях и курортах, гостиницах и кемпингах, мотелях, ботелях и флотелях, ротелях и хостелях, профилакториях, пансионатах и здравницах, реабилитационных центрах и домах отдыха, лагерях труда и отдыха, скаутских лагерях и т.п.
Лечебно-оздоровительные учреждения расширяют свои возможности по удовлетворению запросов людей разных возрастов и профессий, т.к. нахождение в благоприятных климатических условиях, активные движения, эмоции благотворно сказываются на их здоровье.
Можно отметить, что в современной научной литературе широко используются понятия «туристские ресурсы», «туристский потенциал», «санаторно-курортные ресурсы», «санаторно-курортный комплекс», «санаторно-курортный потенциал», характеризующие способность или возможность территории и предприятий туризма в осуществлении санаторнокурортной и туристской деятельности.
Но эти понятия до настоящего времени не имеют четкой категориальной определенности и теоретических границ, не выявлено их инструментально-аналитическое значение, отсутствует представление о сфере практического применения. Достаточно часто происходит отождествление этих понятий, что отчасти объясняется их тесной взаимозависимостью.
В качестве примера можно сослаться на две публикации Н.И. Панова: статью «Туристские ресурсы Ленинградской области и их оценка» [2] и монографию «Проблемы развития туристского потенциала Ленинградской области» [3], в которых эти понятия не дифференцируются. Предполагаемое поначалу исследование фирмой
Boston Consulting Group «Туристический потенциал Петербурга» позже было переименовано и стало называться «Программа развития туристической инфраструктуры С.-Петербурга и его пригородов», что свидетельствует о последовательном движении в сторону формирования более четкой концепции исследования.
Очевидно, что для эффективного использования существующих возможностей дальнейшего развития туризма в РФ, в том числе санаторно-курортной деятельности с применением научных исследований, следует различать эти понятия и проводить практическую работу с учетом результатов этих исследований. Объем и содержание этих понятий, в частности, можно провести на основе данных из доступных источников.
По БЭС ресурсы (фр. resource - вспомогательные средства) - это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы) [4].
Словарь-справочник «Туризм, гостеприимство, сервис» дает схожее определение: «Ресурсы - необходимые сведения, существующие возможности, условия и объекты, которые позволяют их использовать в каких-либо процессах, для принятия решений или для развития какой-либо отрасли» [5].
В менеджменте под ресурсами понимается совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает предприятие для достижения положительных результатов (персонал, технологический и организационно-управленческий уровень работы, информация и научно-техническое сопровождение, финансы, материально-техническая база и оборудование) [6].